Эмблема
Кафедра «Электрические машины и общая электротехника»


Главная
Студенту
Библиотека
Карта сайта
Абитуриенту
Ссылки

Кафедра «Электрические машины и общая электротехника»

Коллектив кафедры

О кафедре
Состав кафедры
Учебная работа
Лаборатории кафедры
Научная работа
Аспирантура
Научно-производственная лаборатория «ЭиЭПП»
Учебно-методический центр в Системе добровольной сертификации РИЭР
Международное сотрудничество

Адрес: 644046, Омск-46, пр. Маркса, 35.
Телефон/факс: (3812) 31-18-27, ж/д телефон/факс: 31-1-36.
E-mail: emoe@omgups.ru
Часы приема по личным вопросам: понедельник, с 13-55 до 15-30, ауд. 1-103.

О кафедре

Днем основания кафедры электрических машин следует считать 20 октября 1944 года, когда был подписан приказ №328/11, в котором утвержден первый состав кафедры: доцент Карасев М. Ф., доцент Филиппов М. Ф., доцент Иванов Е. А., старший лаборант Зуб А. И., лаборант Поздеев П. И. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой «Электрические машины и привод» назначен к.т.н., доцент Карасев М. Ф.

Томский период времени с 1944 по 1961 гг. в работе кафедры электрических машин характеризуется интенсивностью роста научных исследований и формирования творческого потенциала. Исследование процесса коммутации в электрических машинах — такова основная научная тематика кафедры, которая сохранялась до 90 годов прошлого столетия.

Характерная черта этого периода жизни кафедры — привлечение молодежи к научной работе, большинство из которых были недавними участниками Великой Отечественной войны. В 1952 г. на Ученом совете МЭИ состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук доцентом М. Ф. Карасевым. В 1953 г. кандидатскую диссертацию в ТПИ им. С. М. Кирова защищает ст. преподаватель И. С. Елохин. Тот период основу кафедры представляли доценты Кучумов А. П., Фалеев В. А., Трушков А. М. вместе с названным Елохиным И. С.

В июне 1961 г. приказом Министра путей сообщения СССР ТЭМИИТ был переведен в Омск, в освободившееся здание Управления Омской ж. д.

Задача по созданию лабораторий кафедры была грандиозной и трудной и была успешно решена силами учебно-вспомогательного и преподавательского состава. Кроме лаборатории электрических машин были созданы лаборатория электропривода, кабинет курсового проектирования, лаборатория электротехники, установлены мощные источники питания с дистанционным управлением.

По состоянию здоровья М. Ф. Карасев передает руководство кафедрой доц. В. Н. Козлову, который находится на этой должности по 1984 г. В ноябре 1984 г. заведующим кафедрой избирается по конкурсу доц. В. Д. Авилов. Период с 1984 по 1990 гг. совпал с серьезными изменениями в политической и экономической жизни всего государства, с началом перестройки высшего образования. Эти изменения коснулись и коллектива кафедры, которым в текущий период была проделана большая работа по совершенствованию и поднятию на более высокий уровень учебной, методической и научной работы, были проведены реконструкции, строительство и монтажная работа лабораторий кафедры.

В 1990 г. решением совета института кафедра переименована и получила название «Электрические машины и общая электротехника». Вызвано это дополнение большой частью нагрузки по общей электротехнике. В этот период защищены пять кандидатских диссертации: Ю. Я. Безбородов (1984 г.), Е. Н. Савельева (1985 г.), В. М. Лузин (1988 г.), Ш. К. Исмаилов (1988 г.), В. В. Харламов (1990 г.) и одна докторская заведующим кафедрой В. Д. Авиловым на тему «Повышение коммутационной устойчивости крупных коллекторных машин постоянного тока (методы анализа, диагностирования и настройки коммутации)» в Ученом совете МИИТа.

В 1991 году под руководством д. т. н. профессора В. Д. Авилова на базе хоздоговоров по железнодорожной тематике кафедры организован Научно-инженерный центр, который возглавил к. т. н. с. н. с. Ш. К. Исмаилов.

В локомотивном депо Московка был организован филиал кафедры, где проводились занятия по курсу «Современные методы диагностирования и испытания электрических машин», через который осуществлялась связь с производством, оказывались необходимые консультации.

За период с 1990 по 2005 гг. награждены знаком «Почетному железнодорожнику» зав. кафедрой д. т. н. профессор В. Д. Авилов, к. т. н. доцент А. М. Трушков, зав. лабораториями Н. И. Нарутта, д. т. н. профессор В. В. Харламов. Указом Президента Российской Федерации №715 от 18.06.01 г. В. Д. Авилов удостоен почетного звания «Заслуженный работник транспорта РФ».

Кафедра активно включается в движение по энергосбережению, д. т. н. В. Д. Авилов — соавтор проекта регионального закона «Об энергосбережении». В целях практического осуществления энергосберегающей политики главой администрации области в январе 1995 года принято постановление о создании «Центра по эффективному энергоиспользованию», научным руководителем которого стал д. т. н. В. Д. Авилов. Указанием главного инженера Западно-Сибирской железной дороги за №ЭТ-11/29 от 07.04.99г. и приказом ректора ОмГУПСа за №8/д от 26.11.99 г. создана совместная научно-производственная лаборатория «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий» (ЭиЭПП), научным руководителем которой назначен профессор В. Д. Авилов, а сотрудники кафедры принимают активное участие в ее работе.

В 2000 г. утвержден регламент и программа дооснащения и развития материальной базы кафедры в связи с общей реконструкцией университета.

Получила серьезное обновление материальная база кафедры. Она представлена следующими аудиториями и лабораториями:

  1. специализированная лекционная аудитория, оснащенная современным мультимедийным оборудованием (№160);
  2. лаборатория «Электрические машины» имени проф. М. Ф. Карасева (№110);
  3. лаборатория общей электротехники и электроники с новыми стендами (№109);
  4. лаборатория основ электропривода имени проф. В. Д. Авилова (№105);
  5. лаборатория курсового проектирования и практических занятий с компьютерным классом на 10 рабочих мест (107);
  6. научно-исследовательская лаборатория средств диагностирования (167);
  7. научно-производственная лаборатория «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий» (№12);
  8. аспирантская, мастерская, генераторная (№170, №2).

Происходит постоянное омоложение коллектива кафедры. Защитили кандидатские диссертации Р. В. Сергеев, П. К. Шкодун, А. В. Солдаткин, С. Г. Шантаренко, Е. А. Третьяков, А. В. Ерошенко, Д.  И. Попов, Г. Г. Ахмедзянов, Ю. В. Москалев, П. Г. Петров, Н. Н. Малышева, В. В. Бублик, А. В. Долгова, А. В. Краузе, Д. А. Ахунов, А. В. Литвинов, А. С. Хлопцов. В последние годы (2002-2006 гг.) на кафедре защитили докторские диссертации В. В. Харламов, Ш. К. Исмаилов, С. Г. Шантаренко (научный консультант проф. В. Д. Авилов).

Профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно проходит повышение квалификации в ведущих транспортных вузах РФ, в корпоративном университете ОАО «РЖД», на базе железнодорожных предприятий.

Состав кафедры

Харламов Виктор Васильевич

Харламов Виктор Васильевич
д. т. н., профессор, заведующий кафедрой

Москалев Юрий Владимирович

Москалев Юрий Владимирович
к. т. н., доцент

Петров Павел Геннадьевич

Петров Павел Геннадьевич
к. т. н., доцент

 

 

Попов Денис Игоревич

Попов Денис Игоревич
к. т. н., доцент

Серкова Любовь Ефимовна

Серкова Любовь Ефимовна
к. т. н., доцент

Сергеев Роман Владимирович

Сергеев Роман Владимирович
к. т. н., доцент, декан ЭМФ

 

 

Шкодун Павел Константинович

Шкодун Павел Константинович
к. т. н., доцент

Нарутта Николай Иванович

Нарутта Николай Иванович
заведующий лабораторией

Богатова Людмила Ивановна

Богатова Людмила Ивановна
инженер

 

 

Байсадыков Марсель Фаритович

Байсадыков Марсель Фаритович
инженер

Лысенко Виктор Сергеевич

Лысенко Виктор Сергеевич
лаборант

 

 

Учебная работа

Организация и ведение учебного процесса на кафедре осуществляется на базе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Работа ведется по всем видам учебной нагрузки: читаются лекции, проводятся лабораторные и практические занятия, выполняются курсовые работы для студентов всех технических специальностей и направлений по дисциплинами:

  1. Электротехника
  2. Электротехника и электроника
  3. Электроника
  4. Общая электротехника и электроника
  5. Электрические машины
  6. Электрические машины и аппараты
  7. Основы электропривода технологических установок
  8. Электропривод
  9. Электрооборудование промышленных предприятий
  10. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии

Лаборатории кафедры

Кафедра оснащена современным лабораторно-техническим оборудованием, что позволяет проводить занятия на высоком профессиональном уровне. Преподаватели кафедры используют инновационные технологии обучения с применением компьютерной техники и мультимедийного оборудования.

em

Специализированная лекционная аудитория (ауд. 1-160) оснащена современным мультимедийным оборудованием. Это позволяет использовать разнообразный иллюстративный материал, включая видеоизображение

em

Специализированная аудитория курсового проектирования (ауд. 1-107) оборудована современными компьютерами с лицензионным инженерным программным обеспечением (МаthCad, Компас, Multisim и др.) для успешного выполнения студентами индивидуальных заданий

em
em
em

Лаборатория общей электротехники и электроники (ауд. 1-109) предназначена для проведения лабораторных работ по всем разделам курса электротехники от испытания простейших электрических цепей постоянного тока до сложных цифровых устройств электроники. Специализированные стенды оснащены компьютерами, позволяющими проводить обработку экспериментальных данных и виртуальное моделирование. Новые электронные осциллографы занесены в Государственный реестр средств измерений, они позволяют с высокой точностью анализировать физические процессы в электрических цепях и электронных устройствах.

Лаборатория электрических машин имени проф. М. Ф. Карасева (ауд. 1-110) оснащена испытательными стендами, на которых студенты исследуют характеристики машин постоянного и переменного тока, трансформаторы в различных режимах работы.

em
em

Лаборатория основ электропривода имени проф. В. Д. Авилова (ауд. 1-105), оснащенная в 2013 году новым оборудованием, позволяет в соответствии с новыми образовательными программами вести исследования электропривода с реализацией различных законов управления.

em

Все учебные дисциплины обеспечены необходимыми учебно-методическими материалами, разрабатываемыми на кафедре, перечень которых содержит более 20 наименований, укомплектованных в специальные учебно-методические комплексы по направлениям и специализациям обучения (фото).

Контроль качества подготовки специалистов, усвоение теоретического материала, проверка полученных практических навыков осуществляется с помощью разработанных тестирующих программных продуктов.

em

Научная работа

После защиты докторской диссертации М.Ф. Карасевым кафедра выходит на научные контакты с железными дорогами Сибири, электрощеточными предприятиями Москвы, Новочеркасским электровозостроительным заводом им. С.М. Буденного, проводит серьезные испытания крупных прокатных электрических машин на Кузнецком металлургическом комбинате. В 1955 г. в издательстве «Госэнергоиздат» выходит монография М.Ф. Карасева «Коммутация машин постоянного тока», которую в 1957 г. переводят на китайский язык.

Кафедра ЭМ становится притягательным центром в научном плане в области исследований коммутации. Профессор М.Ф. Карасев и ряд сотрудников кафедры работают и проводят много исследований в Томском филиале ВНИИЭМ, его аспирантами и соискателями становятся В.И. Нэллин, А.В. Лобашевский и др. Результаты исследований опубликованы в монографии М.Ф. Карасева «Коммутация коллекторных машин постоянного тока» (1961 г.), статьях сборников научных трудов и центральной печати.

В 1979 г. в опытную эксплуатацию внедрен анализатор коммутации АК-1м (ВНИИЭИ г. Москва), в 1980 г. — профилометр ИПК-1Т и анализатор коммутации АК-2 (ВНИИЭлектромаш г. Ленинград), создан и успешно эксплуатируется при проведении научных исследований на кафедре анализатор состояния коммутации АСК-1, имеющий расширенные функциональные возможности. Внедрение объективных методов оценки коммутации в практику ремонта и эксплуатации ТЭД электроподвижного состава привело к определению более жестких требований приемки ТЭД по коммутации и разработке рекомендаций по вождению поездов с учетом фактора коммутации.

Деятельность кафедры в области научных исследований проводилась в рамках госбюджетных тем, договоров в металлургии, Министерства электротехнической промышленности и хозяйственных договоров с предприятиями тех же министерств. Руководство НИР и соответствующими хоздоговорными темами осуществляют доценты В.Д. Авилов, В.Н. Козлов, А.М. Трушков, В.П. Беляев, В.Г.  Шилер. Выполнение работ осуществляется штатным составом кафедры, сотрудниками НИСа, аспирантами, совместителями, а также студентами.

Коллектив продолжает принимать активное участие в различных конференциях и совещаниях. Так в декабре 1984 г. на базе УЗПИ под руководством проф. В.П. Толкунова была организована Республиканская конференция, которая приравнена к VI Всесоюзной. Коллектив кафедры представил тогда 13 докладов. В декабре 1986 г. состоялась Республиканская конференция на базе ХПИ (г. Харьков), где кафедра представила 9 докладов, в это же время состоялась Всесоюзная конференция в Ленинграде на базе ВНИИЭлектромаша, где также приняла участие кафедра ЭМ ОмИИТа.

В 1993 г. кафедра провела VII Всероссийскую научно-техническую конференцию по коммутации, посвященную 90-летнему юбилею основателя кафедры М.Ф. Карасева. Изданы тезисы докладов этой конференции объемом 8,4 п.л. Через десять лет в 2003 г. кафедра провела VIII Всероссийскую научно-техническую конференцию по коммутации, посвященную 100-летнему юбилею М.Ф. Карасева и 60-летию кафедры. В 2013 г. проведена IX Международная научно-техническая конференция «Повышение эффективности эксплуатации коллекторных электромеханических преобразователей энергии», посвященная 110-летнему юбилею М.Ф. Карасева и 70-летию кафедры. Изданы материалы этой конференции.

Возобновляются научные исследовательские связи с металлургическими комбинатами по исследованию и настройке коммутации крупных МПТ прокатных станов в городах Урала: Серове, Чусовском, Магнитогорске. В 1995 г. в «Энергоатомиздате» вышла монография В.Д. Авилова «Методы анализа и настройки коммутации машин постоянного тока». В последние годы изданы монографии Авилова В. Д., Ш.К. Исмаилова, В.В. Харламова, С.Г. Шантаренко. В 2015 году коллективом авторов издана научная монография: Харламов В. В., Шкодун П. К., Долгова А. В, Ахунов Д. А. Совершенствование технологии диагностирования технического состояния коллекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей электровозов. В 2016 году коллективом авторов издана научная монография: Харламов В. В., Попов Д. И., Литвинов А. В. Совершенствование технологии испытаний асинхронных тяговых двигателей локомотивов.

Научные разработки кафедры

В 90-е годы кафедра расширила круг своих научных интересов. Используя компьютерные технологии, кафедра приступила к разработке систем диагностирования узлов подвижного состава. К таким системам следует отнести устройство для диагностирования токоприемников подвижного состава, установку для диагностирования гидравлических гасителей колебаний, установку для вибродиагностирования колесно-моторных блоков, систему по оценке качества работы коллекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей. Также было продолжено совершенствование профилометров и индикаторов искрения. С этой тематикой кафедра принимала активное участие в целевой программе МПС по техническому оснащению железных дорог Сибири и Дальнего Востока.

Новое направление на кафедре открыто с защитой кандидатской диссертации Е.А. Третьяковым в 2005 г. на тему: «Оценка влияния состава технологического оборудования нетяговых железнодорожных потребителей электрической электрической энергии на синусоидальность питающих напряжений» (руководитель профессор В.Д. Авилов). По этому направлению защищены кандидатские диссертации Москалевым Ю. В., Малышевой Н. Н., Краузе А. В.

По результатам выполненных работ преподаватели и сотрудники кафедры ежегодно выступают на отраслевых и международных конференциях, опубликовано более 380 научных статей, получено 30 авторских свидетельств и патентов Российской Федерации.

Аспирантура

На кафедре ведется прием в аспирантуру по трем специальностям: 05.09.01 — Электромеханика и электрические аппараты; 05.09.03 — Электротехнические комплексы и системы; 05.22.07 — Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация. Руководителем аспирантуры является профессор В. В. Харламов. В настоящее время на кафедре обучаются 8 аспирантов.

Научно-производственная лаборатория «ЭиЭПП»

Научно-производственная лаборатория «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий» (НПЛ «Э и ЭПП») образована указанием главного инженера Западно-Сибирской железной дороги № ЭТ-11/29 от 07.04.1999 г. и приказом ректора ОмГУПСа № 8/д от 26.11.1999 г., является подразделением научно-исследовательской части университета.

Основными направлениями работ лаборатории являются следующие виды работ:

  1. энергетическое обследование;
  2. разработка Программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  3. разработка энергетического паспорта;
  4. расчет нормативов удельного расхода топлива, нормативов создания запасов топлива, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии помощью сертифицированного программного обеспечения;
  5. разработка методического обеспечения энергосбережения;
  6. обучение персонала и повышение квалификации специалистов по энергосбережению, энергетическим обследованиям в Учебно-методическом центре Системы РИЭР при ИПКПП ОмГУПС.

ОмГУПС имеет свидетельство № МЭО ОПЖТ-006, выданное саморегулируемой организацией в области энергетических обследований НП «МЭО ОПЖТ» Э-048 от 29 декабря 2010 г. о допуске к работам в области энергетических обследований.

Учеными университета разработаны «Методика проведения энергетических обследований и паспортизации предприятий железнодорожного транспорта», «Методика проведения энергетических самообследований подразделений ОАО «Российские железные дороги», «Методические указания по формированию и реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ОАО «РЖД» и др.

НПЛ «Э и ЭПП» ОмГУПСа оснащена современным диагностическим оборудованием: анализатор качества и количества электрической энергии «Circutor AR.5», тепловизором Testo 875-2, электронный газоанализатор «Quintox 9106», ультразвуковой расходомер жидкости «Portaflow 300», инфракрасный термометр «Raytek ST 20», контактные цифровые термометры «Robin» и «ТК-5.09», портативный счетчик электрической энергии «Альфа», лазерный дальномер, клещи электроизмерительные, термоанемометр и термогигрометр. Бесконтактный тахометр и др.

По итогам Всероссийского конкурса 2002 г. лаборатория награждена Дипломом Департамента госэнергонадзора Минэнерго РФ «За успехи в организации и проведении энергетически обследований». Работа НПЛ «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий» отмечена благодарностью администрации Омской области.

НПЛ «Э и ЭПП» ОмГУПСа имеет большой опыт энергетических обследований — с 1995 года более 150 предприятий и учреждений.

Учебно-методический центр в Системе добровольной сертификации РИЭР

В 2011-2013 гг. в учебно-методическом центре при ИПКП прошли обучение 215 специалистов железных дорог по программе «Энергетические обследования и паспортизация предприятий с разработкой программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности на железнодорожном транспорте», более 40 слушателей организаций и учреждений Омской области по программе «Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения предприятий и учреждений», а также специалисты филиала ОАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» по программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электросетевом комплексе».

Международное сотрудничество

В ноябре 2005 г. был оформлен договор о сотрудничестве между Омским государственным университетом путей сообщения и факультетом электротехники и коммутационных технологий технического университета электротехники и электроники (г. Брно, Чехия), в котором определена широкая область взаимных интересов: развитие теории и конструирования электрических машин; поиск и реализация проектов в рамках научно-исследовательских и иных программ Евросоюза и России; совместные публикации в научных изданиях и специализированных журналах; находить и поддерживать доступные формы международных поездок студентов, научных работников и преподавателей.

В рамках этих договоренностей кафедра принимала дважды представителя данного университета доцента к.т.н. Веселка Ф. Дважды посетили г. Брно члены кафедры. В 2011 г. приняли участие в международной конференции (LVEV2011, XI International Conference on Low Voltage Electrical Machines) c докладом профессора Авилова В. Д. В ноябре 2008 г. на кафедре проходил стажировку гражданин Чехии студент Лукаш Мишингер. В 2013 г. прошел стажировку в Брно аспирант Байсадыков М. Ф. Опубликовано ряд совместных статей в журналах России и Чехии. В 2016 г. прошел стажировку в техническом университете г. Брно аспирант Шестаков И. В.

Имеется связь с научным кругом по электрическим машинам с Польшей через главного редактора проблемного журнала «KOMEL. Maszyny elektryczne» профессором Тадеушем Глинка. На IX Международной научно-технической конференции «Повышение эффективности эксплуатации коллекторных электромеханических преобразователей энергии» в г. Омске (ОмГУПС) 05 – 06 декабря 2013 г. заслушаны два доклада доктора Артура Полака и инженера Маркина Барански.

 

Назад На главную