Эмблема
Кафедра «Теоретическая механика»


Главная
Студенту
Библиотека
Карта сайта
Абитуриенту
Ссылки

Кафедра «Теоретическая механика»

Коллектив кафедры О кафедре
Состав кафедры
Учебно-воспитательная и методическая работа
Подготовка научных кадров
Научно-исследовательская работа

 

 

Адрес: г. Омск, пр. Маркса, 35. Главный корпус ОмГУПСа, ауд. 281, 333.
Телефоны: (3812) 37-60-82, 31-16-88. E-mail: NikolaevVA@omgups.ru
Часы приема по личным вопросам: понедельник, с 13-00 до 15-00, ауд. 1-281.

О кафедре

Кафедра теоретической механики как самостоятельное подразделение института существовала с 1930 по 1933 гг. (заведующие — М.Н. Иванов и В.С. Колосунин) и с 1937 по 1940 гг. (заведующие — С.Н. Петров и Н.А. Мясцов). Вновь она была организована в 1950 г. и на должность заведующего кафедрой был назначен кандидат физико-математических наук, доцент О.И. Лоткин.

До этого курс теоретической механики читался преподавателями с разных кафедр: теоретической и прикладной механики, вагонов, высшей математики, сопротивления материалов. С момента организации института (1930 г.) и до 1937 г. лекции по теоретической механике читал доцент В.С. Колосунин, а практические занятия вел ассистент Н.А. Мясцов, ставший старшим преподавателем, а потом доцентом. Практические занятия вел также ассистент Н.А. Витвитский.

В 1952 г. кафедра теоретической механики была объединена с кафедрой теории механизмов и деталей машин и получила название «Кафедра теоретической механики и деталей машин». В 1964 г., в связи с ростом института и связанного с этим увеличением штата, произошло разделение кафедры, и с этого момента и теперь уже неизменно кафедра «Теоретической механики» существует как самостоятельное подразделение.

С 1973 г. по июнь 2015 г. кафедрой заведовал доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, академик Академии транспорта и академик Российской инженерной академии, ректор ОмГУПС с 2000 г. по январь 2010 г. и затем его президент – профессор Ильхам Исламович Галиев. Он является автором свыше 400 научных трудов, в том числе – 5 монографий и 25 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Им подготовлено 4 доктора и 26 кандидатов технических наук. Профессором И. И. Галиевым и его учениками разработано и создано пневматическое рессорное подвешивание магистральных электровозов ВЛ60 и ВЛ80. Он сформировал квалифицированный коллектив, который обеспечивает учебный процесс по всем преподаваемым дисциплинам, решает научно-методические проблемы, связанные с современными методами обучения, а также актуальные научные проблемы и задачи, выдвигаемые потребностями железнодорожного транспорта. За успехи в научной и педагогической деятельности и за большой вклад в развитие вуза профессор И. И. Галиев награжден высокими правительственными наградами – орденом Почета и медалями.

Доктор технических наук, профессор Виктор Алексеевич Нехаев работает над решением проблем оптимального управления сложными динамическими объектами, в том числе – разработкой методов и алгоритмов оптимального ведения поезда с учетом критериев безопасности движения на основе метода разделения движений системы на «быстрые» и «медленные» составляющие», позволяющего интегрировать сингулярно возмущенные нелинейные дифференциальные уравнения. Им разработан новый векторный метод вычисления передаточных функций, имеющий большое прикладное значение для решения задач динамики сложных механических систем. В. А. Нехаев внес вклад в исследование и разработку квазиинвариантных систем виброзащиты объектов, в исследование устойчивости движения полоза токоприемника подвижного состава, в решение задач динамики подвижного состава при параметрическом возмущении, обусловленном продольной неравноупругостью рельсового пути. Профессор В. А. Нехаев является автором свыше 300 научных работ, имеет 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Он подготовил 8 кандидатов технических наук, награжден именными часами министра путей сообщения, знаками «Отличник высшей школы», «Почетному железнодорожнику».

С 2015 г. заведующим кафедрой «Теоретическая механика» является доктор технических наук, профессор Виктор Александрович Николаев. Он занимается решением проблемы повышения уровня безопасности движения грузовых поездов, вопросами совершенствования тяговых и динамических свойств магистральных электровозов и грузовых вагонов, созданием нового рессорного подвешивания объектов железнодорожного транспорта и человека-оператора. Им разработана методика аналитического конструирования систем виброзащиты, основанных на принципе компенсации внешних возмущений. Им проведен комплекс экспериментальных исследований по оценке влияния отклонений значений конструктивных параметров ходовой части грузового вагона на безопасность его движения, а также создано два видеофильма по динамике вагонов, используемых в учебном процессе на других кафедрах ОмГУПС и на предприятиях Западно-Сибирской железной дороги. Профессор В. А. Николаев является автором 200 научных работ, имеет 12 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Он подготовил 6 кандидатов технических наук.

В разное время на кафедре работали: преподаватель – Н. О. Соколовская (1968 – 1995 гг.); старшие преподаватели – Е. К. Медлина (1957 – 1986 гг.), Б. М. Анцыз (1961 – 1984 гг.), В. Г. Старостенко (1963 – 1975 гг.), И. Б. Ефимов (1973 – 1980 гг.), А. П. Хоменко (1977 – 1985 гг.); доценты – В. Я. Зяблицев (1958 – 1969 гг.), А. И. Булгаков (1969 – 1981 гг.), С. В. Елисеев (1964 – 1968 гг.), В. И. Варва (1981 – 1983 гг.), Л. В. Архипова (1983 – 1985 и 2013 – 2015 гг.), Г. Н. Ким (1980 – 2006 гг.), А. Н. Горбачев (2000 – 2006 и 2010 – 2013 гг.), В. Н. Финиченко (2008 – 2013 гг.).

Долгое время на кафедре работают: заведующий лабораториями – С. А. Сазо¬нов, инженеры – 3. П. Астрелина и С. В. Чеховский.

Преподавателями кафедры в настоящее время являются: доктора технических наук, профессора И. И. Галиев, В. А. Нехаев, В. А. Николаев, кандидаты технических наук, доценты В. Н. Ушак, В. М. Павлов, Е. А. Самохвалов, кандидат технических наук А. Н. Смалев, преподаватель М. Х. Минжасаров. Почасовые занятия ведет заведующий лабораториями С. А. Сазонов.

Кроме основного курса теоретической механики кафедра ведет специальные курсы: «Основы механики подвижного состава», «Динамика и нагруженность вагонов», «Динамика систем», «Теория систем автоматического управления», «Основы автоматического управления». Все указанные спецкурсы, являясь логическим продолжением курса теоре¬тической механики, более полно раскрывают значение механики как фундаментальной науки и способствуют усилению профессиональной направленности курса теоретической механики.

С 1986 г. на кафедре успешно функционирует аспирантура по специальности 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация», научными руководителями кото¬рой в настоящее время являются доктора технических наук, профессора И. И. Галиев, В. А. Нехаев, В. А. Николаев.

Аспирантуру успешно закончили и защитили кандидатские диссертации В. Н. Ушак (1987), В. Я. Шевченко (1987), Ф. Ф. Ведякин (1990), С. М. Овчаренко (1991), С. В. Окишев (1992), В. В. Требин (1997), Е. А. Самохвалов (1999), В. В. Хренов (1999), М. Ф. Капустьян (2000), В. А. Рыбик (2000), А. Н. Горбачев (2000), О. Ф. Панасенко (2002), Н. В. Закерничная (2003), Н. Ю. Симак (2003), А. В. Смольянинов (2004), П. Б. Сергеев (2004), Д. В. Тарута (2005), Ли Хын Себ (2005), В. Ю. Тэттэр (2005), Н. А. Белоглазова (2005), А. В. Шилер (2006), П. В. Новосельцев (2006), В. Н. Финиченко (2008), Е. С. Калинина (2009), А. Н. Смалев (2011). Докторские диссертации защитили И. И. Галиев (1985), В. А. Нехаев (2000), А. П. Хоменко (2000), В. А. Николаев (2003). В настоящее время после окончания аспирантуры (2012 – 2015 гг.) готовит к защите кандидатскую диссертацию преподаватель кафедры М. Х. Минжасаров.

Сотрудники кафедры постоянно взаимодействуют с различными подразделениями железнодорожного транспорта в части решения важнейших научно-технических проблем, принимают активное участие в отраслевых и международных симпозиумах и конференциях. Доцент В. М. Павлов является признанным специалистом в области совершенствования и испытания токоприемников магистральных электровозов, в том числе – высокоскоростного поезда «Сапсан». Большой вклад в разработку инструментального обеспечения натурных экспериментальных исследований подвижного состава, проводимых кафедрой, внесен доцентом В. Н. Ушаком. Доцентом Е. А. Самохваловым разработана и внедрена в эксплуатацию высокоэластичная муфта привода вспомогательного оборудования маневровых тепловозов.

В процессе научных исследований и преподавательской деятельности сотрудники кафедры широко используют современную вычислительную технику и инновационные технологии.

Для совершенствования учебного процесса по основному и специальным курсам дисциплин кафедры с 2001 года опубликовано 25 учебно-методических разработок, написано 13 монографий. Произведено полное переоснащение лабораторий кафедры современной вычислительной техникой, подготовлены и читаются студентам очной формы обучения 5 различных курсов лекций в мультимедийном сопровождении, разработаны 3 электронных учебно-методических комплекса для студентов дистанционной формы обучения заочного факультета.

Состав кафедры

Галиев Ильхам Исламович

Галиев Ильхам Исламович
профессор, д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный работник транспорта РФ, почетный железнодорожник, действительный член Российской академии транспорта и Российской инженерной академии, президент ОмГУПСа, заведовал кафедрой с 1973 г. по июнь 2015 г.

Николаев Виктор Александрович

Николаев Виктор Александрович
заведующий кафедрой, д. т. н., профессор, почетный работник транспорта РФ, почетный железнодорожник, действительный член Петровской академии наук и искусств

Нехаев Виктор Алексеевич

Нехаев Виктор Алексеевич
профессор, д. т. н., профессор, почетный железнодорожник

 

 

Павлов Вячеслав Михайлович

Павлов Вячеслав Михайлович
доцент, к. т. н., доцент

Ушак Виктор Николаевич

Ушак Виктор Николаевич
доцент, к. т. н., доцент

Самохвалов Евгений Александрович

Самохвалов Евгений Александрович
доцент, к. т. н., доцент

 

 

Смалев Александр Николаевич

Смалев Александр Николаевич
доцент, к. т. н.

Минжасаров Марат Хайргельдаевич

Минжасаров Марат Хайргельдаевич
преподаватель

 

 

Сазонов Сергей Анатольевич

Сазонов Сергей Анатольевич
зав. лабораториями

Астрелина Зоя Павловна

Астрелина Зоя Павловна
инженер

Чеховский Сергей Владимирович

Чеховский Сергей Владимирович
инженер

 

 

Учебно-воспитательная и методическая работа

Кафедра ведет учебный процесс по основной дисциплине – «Теоретическая механика» («Механика»), а также по общепрофессиональным дисциплинам:

  1. Динамика подвижного состава;
  2. Динамика и нагруженность вагонов;
  3. Динамика систем;
  4. Теория систем автоматического управления;
  5. Теория автоматического управления;
  6. Основы автоматического управления.

За 2001 – 2016 гг. подготовлены и изданы 14 монографий, 28 учебно-методических пособий.

Монографии и учебно-методические разработки

Кафедрой ежегодно проводятся две олимпиады по теоретической механике и студенческая научно-техническая конференция.

Основные направления методической работы:

  1. Создание программированных руководств к решению задач по дисциплинам кафедры, внедрение мультимедийных и дистанционных технологий.
  2. Разработка учебно-методических пособий по дисциплинам кафедры.
  3. Внедрение в учебный процесс прикладных вопросов и задач железнодорожной тематики.
  4. Совершенствование систем рейтинг-контроля и тестирования текущей успеваемости студентов.

Подготовка научных кадров

Свидетельства на изобретения

С 1986 г. на кафедре действует аспирантура, руководство которой осуществляют профессора, доктора технических наук И. И. Галиев, В. А. Нехаев, В. А. Николаев. За это время на кафедре защищены двадцать пять кандидатских диссертаций и четыре докторские диссертации.

Аспиранты кафедры (научный руководитель):

  1. Корнев А. М. (профессор И. И. Галиев)
  2. Липунов Д. В. (профессор И. И. Галиев)
  3. Баглайчук С. В. (профессор В. А. Нехаев)
  4. Сафронова М. Ю. (профессор В. А. Нехаев)
  5. Кузахметов Р. Т. (профессор В.А. Николаев)

Научно-исследовательская работа

В 2001–2016 гг. сотрудниками кафедры опубликовано более 200 научных статей, написано 16 отчетов по НИР, выполнено 13 хозяйственных договоров, получено 24 авторских свидетельств и патентов на изобретения и полезные модели.

Основные научные направления:

  1. Обеспечение эффективности и безопасности подвижного состава в эксплуатации путем совершенствования его рессорного подвешивания.
  2. Разработка, создание и внедрение средств виброзащиты локомотивной бригады.
  3. Проектирование, разработка и внедрение токосъемных устройств электрических железных дорог.
  4. Исследование динамических свойств высокоскоростных железнодорожных экипажей.
  5. Повышение эксплуатационной безопасности грузовых вагонов на основе мониторинга их технического состояния
  6. Оптимизация режимов ведения поезда с учетом критериев безопасности его движения

Сотрудники кафедры активно участвовали в работе международных симпозиумов и конференций (Москва, Краков, Санкт-Петербург, Дрезден, Иркутск, Катовице, Омск, Новосибирск, Ростов-на Дону, София, Пекин, Алматы, Братск) по проблемам механики подвижного состава, безопасности движения поездов и виброзащиты человека-оператора.

Научные журналы

Госбюджетные НИР:

  1. «Совершенствование учебного процесса путем индивидуализации обучения и использования ПЭВМ» (номер гос. регистрации 01.9.60 003778);
  2. «Исследование динамических свойств высокоскоростных железнодорожных экипажей» (номер гос. регистрации 0120.0 602864).

 

Назад На главную