Библиографическое описание статьи
Шпалтаков, В. П. ХАРАКТЕР И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ РОССИИ / В. П. Шпалтаков. – Текст : непосредственный // Инновационная экономика и общество. – 2022. – №2(36). – С. 42-50

Аннотация

Рассматриваются характерные черты и особенности российских финансов, выявляются факторы и условия их формирования при переходе от социализма к капитализму и эволюция в последующее время. Определяются основные функции, принципы, направленность и значимость финансовой системы для российской экономики. Показано влияние традиций, интересов и структуры экономики на функционирование финансовой системы в России. Сравнивается характер финансов России и зарубежных стран. Выявляются проблемы действия финансов, подчеркивается необходимость их разрешения для выхода страны из застоя и отсталости
Цель статьи заключается в анализе сложившегося в России характера финансов, поскольку очевидно, что наша финансовая система не способствует экономическому росту, повышению жизненного уровня основной части населения. Очевидны огромные нерациональные траты правительства, обширные хищения бюджетных средств, рост коррупции. Видна несправедливость в распределении доходов между классами общества. Эти недостатки и пороки требуют выявления характерных особенностей и принципов функционирования финансов. Финансы представляют собой не только деньги, но и совокупность экономических отношений, возникающих в процессе использования денег в различных сферах общества и реализуемых с помощью рынка, государства и различных организаций. Понятие денег обычно используется в их функциях средства обращения и меры стоимости, т. е. при купле-продаже товаров. А функции денег как средства платежа, средства накопления и сбережения, мировых денег связываются с понятием финансов, образующих центральные и децентрализованные фонды, банковские активы и т. д. Финансы являются важным звеном в формировании государственного и общественного устройства, выполняя различные функции. Функции финансов таковы: 1) воспроизводственная — формирует ресурсы для расширения и совершенствования производства; 2) распределительная — разделение национального продукта по отраслям и сферам хозяйства; 3)  фискальная — связана с налогообложением предприятий и граждан; 4) аккумулирующая (или накопительная) выполняет процесс мобилизации и накопления денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы; 5 регулирующая — выражается в поддержании и выравнивании экономических пропорций; 6) стимулирующая — проявляется в том, что государство, используя инструменты финансового рынка, может поощрять или сдерживать производство и потребление отдельных видов товаров;  7) контрольная — проявляется в контроле общества над распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.  Все функции финансов оказывают всестороннее влияние на экономику, либо способствуя её развитию и улучшению жизни населения, либо — при нерациональном управлении — тормозя экономический прогресс, приводя к кризису или застою. Различие воздействия зависит от характера общественного строя. В демократических государствах финансы подчинены общему благу и поэтому активизируют хозяйственную деятельность, в недемократических странах финансы преимущественно обеспечивают рост богатства господствующего класса, который с их помощью усиливает ограбление населения, что приводит к деградации экономики. В последнем случае функции финансов либо ослаблены, либо часть из них затухает, например, воспроизводственная, стимулирующая, стабилизирующая, распределительная. Следовательно, задача общества состоит в том, чтобы сохранять и усиливать демократизацию своей страны. Общество не должно допускать, чтобы финансы являлись средством обеспечения господства финансового класса и капитала над ним. Финансы должны находиться под контролем общества и использоваться в его интересах. Характер финансов в современной России формировался в условиях тяжелого системного кризиса при переходе от социализма к капитализму. Под характером финансов понимаем совокупность их свойств, качеств и особенностей, которые накладывают определённую печать на все её проявления и функционирование. Характер российских финансов формировался под влиянием ряда факторов. К ним следует отнести: 1) прочную традицию патернализма;  2) специфика структуры советского и российского производства; 3) особенности системы управления экономикой и финансами; 4) создание классового общества и новых отношений собственности и интересов; 5) особенности развития внешнеэкономических отношений.  Патернализм возник в России ещё в досоветский период, а в СССР он стал основой политики государства, которое выступало как аппарат всеобщего перераспределения. Возникла система устойчивых самовоспроизводящихся отношений между государством и гражданами, когда в обмен на заданную работникам трудовую активность им предоставляется возможность обеспечения лимитированных жизнеобеспечивающих потребностей. Патернализм предполагает благотворительный деспотизм, вмешательство государства во весь процесс жизнедеятельности людей, принятие решений правительством по всем условиям функционирования общества без его согласия. За государством признается право применять санкции или поощрения с целью регулирования поведения зависимой стороны. При патернализме отсутствует право выбора и существует ограниченность потребностей граждан. Взамен трудящиеся обретают чувство своей социальной и экономической защищенности, привыкание к гарантированным материальным благам, застрахованности от крайней бедности независимо от экономической деятельности человека. В массовом сознании утверждаются установки на социальное иждивенчество. Человек ориентируется на обеспечение государственных нужд, рассчитывая получить от него условия социального порядка и необходимых благ. При этом основной функцией финансов является обслуживание патерналистских отношений. Переход России к капитализму подорвал патерналистскую ментальность, но не устранил её до конца, сохранил эту традицию. Особенности структуры современной российской экономики были заложены ещё в Советском союзе. Они сформировались под влиянием непрерывной борьбы СССР с капиталистическим миром. Структура производства характеризовалась непрерывным ростом военного комплекса и поддерживающих его отраслей тяжелой промышленности. Производство товаров народного потребления было в тяжелом упадке, существовал обширный дефицит и скрытая инфляция.  Финансы были жестко централизованы, перераспределялись через государственный бюджет согласно директивному плану развития хозяйства. Кредитование осуществляло несколько государственных банков по плановым лимитам. Валюта определялась по твердому официальному курсу. Внешнеэкономические связи были монополизированы государством. Такой экономический механизм не давал роста благосостояния народа и в итоге остановил развитие экономики. К 90-м гг. страна была истощена и пришла к глубокому кризису и распаду всей системы социализма. Возникла необходимость перейти к новому общественному строю, который показал свою эффективность в западных странах. Переход к рыночному хозяйству позволил сформировать новые экономические и финансовые отношения. Возник важнейший институт общества - частная собственность, по-рождающая рыночные отношения, предпринимательство, конкуренцию, свободное ценообразование. Стали действовать частные и государственные компании, коммерческие банки, рынок ценных бумаг, появилась свобода внешнеторговых отношений. При этом капитализм формировался за счёт расхищения государственной собственности. Так возникла криминальная олигархия, соединившаяся с государственным аппаратом. Значительная часть отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства разорилась, но при этом сохранилась и стала развиваться добывающая промышленность: нефтегазовая, угольная, добыча чёрных и цветных металлов, горно-химического сырья торфа, золота, алмазов и др.— ежегодно миллиарды тонн полезных ископаемых. Эта промышленность оказывает важнейшее влияние на всю экономику, она дала основу российскому экспорту, который приносил миллиардные доходы стране, сумел наполнить бюджет, увеличить финансирование военно-промышленного комплекса и поднять уровень жизни. Огромные прибыли потекли в карманы олигархов, чиновников, депутатов, преступных групп. За счёт доходов от экспорта ресурсов вырос импорт промышленных и потребительских товаров, улучшилось положение обрабатывающей промышленности, несмотря на низкую конкурентоспособность её продукции.  В то же время в обществе возникли элементы демократии в соединении с авторитарным режимом власти, т. е. концентрацией её у главы государства.  На основе всех преобразований сформировалась новая система финансов, соединяющая в себе частные финансы с государственными и общественными, национальные — с зарубежными. Новая российская экономика и финансы не только восприняли основные характеристики рыночной экономики: частную собственность, предпринимательство, конкуренцию, интеграцию с мировым хозяйством, но и сохранили элементы советской экономики —  монопольный государственный капитал, диспропорции в производстве, бюрократическое управление. Во втором десятилетии XXI в. политико-экономическая ситуация стала меняться: усиливаются противоречия в интересах богатого класса и остального населения и уменьшается роль демократических институтов в результате концентрации власти в руках бюрократии. Всё больше финансы усиливали обслуживание господствующего класса, всё меньше — частных субъектов, граждан. Началось сползание государства к прошлой, советской модели организации экономики и общества. Усилилось вмешательство государства в экономику, снизилась роль частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, ограничилась свобода предпринимательства, усилилось бюрократическое давление на бизнес, возрасла коррупция, усилилась гонка вооружения, увеличились расходы государства на внешние военно-политические операции. Эта перестройка общественной организации и экономики привела к созданию финансов как системы, ориентированной преимущественно на обогащение господствующего класса и ограничение доходов трудящихся. Увеличивается бедность населения. Функции финансов стали выполняться в неполном виде. Все эти перемены привели экономику и финансовую систему России к длительному застою, усилив отставание её от развитых стран. По данным ООН, в 2020 - 2021 гг. Россия занимала в мире 11 место по величине ВВП, который составлял 1,7 трлн долл. (2 % мирового ВВП), США — 1 место, 20,5 трлн, Китай — 2 место, 13,6 трлн долл. [1]. По уровню жизни Россия находится на низком 61 месте, среди слаборазвитых стран, и это при её огромных природных и производственных возможностях [2]. Естественно, что и финансовая система нашей страны во многом уступает развитым странам. В новых условиях развития страны сложились определенные принципы функционирования финансов. Эти принципы характерны для всех стран с рыночной экономикой, но реализуются они по-разному, в зависимости от особенностей общественно-политического строя. Основная особенность его в России — авторитарный режим власти. Принцип финансовой законности: на государстве лежит ответственность за выработку законодательной и нормативной базы для организации финансовой системы в обществе. Основными источниками финансового права являются: Конституция РФ, гражданский, бюджетный, налоговый, таможенный кодексы, федеральные законы. Они должны гарантировать свободу деятельности граждан и права распоряжаться своими финансами. Известно, что законы субъектами хозяйства и общества исполняются далеко не полностью либо в силу несоответствия интересам тех или иных групп общества, либо в силу слабого контроля государства за их исполнением, нарушаются и права граждан на свободную жизнедеятельность. В России существуют и те и другие недостатки, например, налоговая система вызывает сильное недовольство населения, но поддерживается богатым классом.  Принцип рационального использования финансовых средств. Российское государство не способно в полной мере выполнить этот принцип. В стране существуют значительные хищения бюджетных средств, процветает коррупция, осуществляется неэффективная трата финансов. Коррупция охватывает все звенья государственного управления. В 2019 г. Россия заняла 129 место из 180 государств мира по уровню коррупции, рядом с отсталыми странами [3]. По оценке Счетной палаты, объём бюджетного воровства составляет 1,5 трлн руб. в год, но эксперты считают, что он примерно в 3,5 раза больше [4]. Номенклатура и олигархи настроили себе роскошные дворцы, виллы, квартиры, яхты в России и за рубежом, устроили свои семьи в развитых странах, обеспечив значительными денежными средствами, оставляя Россию в качестве страны для дальнейшего обогащения. Эта острая проблема регулирования финансов выражается в казнокрадстве, взятках, подкупе, «откатах», в покупке государственными органами товаров по завышенным ценам с отъёмом части прибыли себе и т. д. Учитывая постоянное действие коррупции, можно считать, что финансы используются малоэффективно. Если учитывать финансирование правительством дорогостоящих, но малозначащих объектов и нецелевое использование средств, то можно говорить о нерациональном использовании значительной части финансов. Сюда же нужно отнести большие кредиты ряду зарубежных стран, которые, как правило, не возвращаются и списываются. Принцип справедливого распределения финансовых средств. Он также осуществляется со значительными недостатками. Гигантские финансовые доходы идут в руки крупных капиталистов и финансистов, чиновников и преступных элементов. Реальные доходы основной массы населения не растут и даже падают в результате усиления инфляции. По данным на 2020 г., в России около 500 «сверхбогатых» граждан владеют 40 % всех финансовых активов россиян, или суммой 640 млрд долл., а в руках 1 % самого богатого населения России сосредоточено 57 % общего финансового благосостояния в стране, что является самым выдающимся показателем в мире (44 %) [5]. В то же время в стране 13,5 % бедных с суммой ежемесячного дохода ниже МРОТ, но реально бедными являются около 30-40 % россиян [6]. И это при наличии в стране ресурсов, углеводородов, нефти и иных источников экспорта и внутреннего промышленного потребления, которые никак не отражаются на экономическом благополучии населения. Принцип финансового равноправия. В демократических странах финансовые субъекты имеют равные права: государственные органы, частные компании, банки, финансовые организации, общественные ассоциации, граждане. Они все равны перед законом и судом, ответственны перед обществом. В Конституции РФ (ст. 5.) также провозглашено равноправие субъектов в экономике и в области финансовой деятельности. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Это исходит из Конституции РФ, в статье 19 которой провозглашены государственные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина. Правовое равенство финансовых субъектов имеет две стороны: 1) в отношениях субъектов с государственной властью и 2) в отношениях друг с другом. В реальной действительности в нашей стране провозглашенного равенства в полной мере нет. Государственные финансовые службы господствуют над частными субъектами, и на этой основе существуют злоупотребления чиновников в разнообразных видах коррупции, рейдерских захватов бизнеса. Активно нарушается принцип равенства олигархами-миллиардерами, криминальными группами, хакерами, которые проникают в компьютерные сети банков, компаний, правительства и разных стран мира. Это большая беда для страны, в частности для инвестиционного климата. Принцип балансирования финансовых интересов. Для того чтобы не допускать серьёзных провалов в финансовой системе, государство должно балансировать общие и частные, национальные и региональные финансовые интересы.  Основной смысл разведения частного и публичного права должен заключаться в установлении пределов вмешательства государства в сферу имущественных и иных интересов граждан и их объединений. Частные компании должны быть защищены от избыточного административного контроля. При условии действия федеративного устройства важно, чтобы регионы имели достаточный объём финансовых ресурсов для осуществления экономических и социальных дел. Федеральный центр концентрирует около 65-70 % всех доходов, остальное остаётся в регионах, многие из которых  имеют дефицитные бюджеты. При таких финансовых условиях регионы не могут осуществлять экономический рост, развивать социальную сферу и повышать доходы населения.  Принцип открытости и прозрачности финансов. Чтобы добиться улучшения использования федеральных и региональных финансов, необходимы такие условия, как открытость и прозрачность использования фондов и действия банковского и рыночного секторов. По закону 1993 г., к секретным статьям бюджета отнесены только расходы «в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму». Ныне список секретных статей намного больше, тогда как в США они открыты для общества. Информация о финансовых потоках и планах государства должна быть доступна для общества. Без этого невозможно устранить коррупцию и привлечь инвестиции. Однако правительство часто осуществляет большие траты бюджета по секретным статьям, свободно перестраивает статьи бюджета, не считаясь с мнением общества. Если бы расходы бюджета были прозрачны, не было бы возможности обширной коррупции и хищения государственных средств.  Принцип государственного регулирования финансов. Важное значение в осуществлении этого принципа имеет целевая ориентированность финансов по национальным про-граммам и организация четкого контроля. Государство осуществляет воздействие на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы с помощью финансовых механизмов.  Для России характерна приоритетность государственной финансовой деятельности при ограничении частного финансового предпринимательства, рыночных отношений, что существенно тормозит экономический рост. Первостепенная задача регулирования — обеспечение финансовыми ресурсами тех отраслей, которые приносят основные доходы (ресурсные отрасли) и военно-промышленный комплекс. В меньшей мере финансы повернуты в сторону создания благоприятных условий для бизнеса обрабатывающей промышленности, а также для развития человеческого капитала, инфраструктуры. Регулирование финансов осуществляется прямыми и косвенными методами. В России больше используются прямые методы (государственные заказы, финансирование программ, правовые и административные ограничения и др.). В меньшей степени применяются более эффективные косвенные методы (налоговые стимулы, государственные инвестиции, гарантии банковских займов, кредитные льготы и др.).  Принцип контроля за финансами. В России имеется государственный контроль, который осуществляют Счетная палата, Министерство финансов, налоговая инспекция др. Однако нецелевое использование финансов и разворовывание их велико, поскольку работники государственного аппарата во множестве коррумпированы. Необходим общественный контроль за движением финансов, но он фактически отсутствует.  В первую очередь это забота представительной власти, но она устранилась от этого важного дела, передав его исполнительной власти, которая далека от общества и сама себя должна контролировать в использовании финансов.  Принцип взаимодействия национальных финансов с международными. Многовековая история России была связана с западными странами - её культурой, наукой, промышленностью, торговлей, военным делом, и это во многом определяло успехи в развитии нашей страны. При переходе к капитализму Россия стала открытой страной, она интегрирована в мировую экономику, имея широкие торговые и финансовые отношения. Главный источник поступления зарубежных финансовых средств в российский бюджет — валютные средства, полученные за экспорт преимущественно природных ресурсов (нефти, газа, угля, алмазов и др.). Далее эти бюджетные деньги идут на финансирование экономики и социальной сферы, расходуются на импорт техники и товаров потребления. Ни одна страна не может успешно развиваться без иностранных научно-технических, экономических, финансовых и культурных достижений. Учитывая отставание России от передовых стран, достижения зарубежных успехов абсолютно необходимы для нашего государства. Однако геополитические отношения России со странами Запада приобрели острый характер в связи с т. н. Украинским вопросом. Против России введены санкции, резко ограничивающие наши экономические связи, и грозят новые ограничения и запреты.  Очевидно, что Россия должна будет найти компромиссные решения и улучшить свои внешнеэкономические и финансовые отношения с миром. Влияние строения финансовой системы на её характер. На основе принятых принципов строится вся финансовая система, которая в значительной мере определяет характер и функционирование российских финансов. Финансовая система, охватывает всю совокупность финансовых отношений, денежных процессов, финансовых рынков и их институтов, обеспечивая социально-экономический процесс необходимыми денежными ресурсами. В неё включаются финансы граждан, домохозяйств, организаций, регионов, самого государства, связанные рыночными отношениями. Она призвана обеспечить сбалансированное движение стоимостных и натурально-вещественных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта и рабочей силы и тем самым удовлетворить потребности людей. Выработаны определенные правила построения финансовой системы. Первое правило — единство множества различных звеньев, частей и сфер финансовой си-стемы, объединённых функциями обеспечения хозяйственных и общественных процессов необходимыми финансовыми ресурсами. Это единство формируется рынком, государством, предприятиями, общественными институтами, гражданами. Создаётся взаимосвязь финансовых отношений внутри страны и за её пределами. Важно, чтобы рыночные отношения были широко развиты, свободны, конкурентны, не обременены бюрократическими барьерами и криминальными элементами, которые присущи России. Второе правило — относительная самостоятельность финансовых звеньев, которая проявляется в том, что каждое звено имеет свои цели, задачи, источники образования денежных ресурсов и их использования. Примером является относительная финансовая независимость предпринимателя от иных органов, организаций и частных лиц. Также и граждане, и их объединения сами могли инициировать финансовую деятельность и самостоятельно осуществлять её. В условиях действия в России жесткой государственной вертикали управления правило относительной самостоятельности осуществляется с большими ограничениями. Третье правило — функциональное назначение каждого звена финансов. Так, функция федерального бюджета состоит в обеспечении финансовыми средствами национальные проекты и другие общественные потребности; функция региональных бюджетов — развитие регионального хозяйства и социального сектора; функция предприятий — обеспечение развития производства и сбыта продукции и т. д. Однако эта функциональность затруднена низкой квалификацией государственных служащих и жестким подчинением звеньев финансовой системы государственной власти. Четвертое правило — соответствие структуры финансов административно-территориальному устройству, которое диктуется конституционным федерализмом устройства страны. Оно требует: 1) обеспечения финансами исторически сложившейся системы расселения населения, тенденции её развития; 2) создания экономических, финансовых и организационных условий для деятельности органов государственной власти субъекта РФ; 3) финансового содействия рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Это правило слабо реализуется в России, которая является в большей мере унитарной, нежели федеративной страной: финансы регионов очень малы, требуются постоянные дотации из федерального бюджета, существует большая зависимость регионов от центрального правительства. Пятое правило — разделение полномочий в финансовой сфере. Сюда относится наличие Пятого правила — разделение полномочий в финансовой сфере. Оно охватывает полномочия Министерства финансов, Счетной палаты, Центрального банка, Налоговой службы; разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере и т. д. Однако эта специализация институтов финансовой системы не приносит существенного успеха стране, поскольку застой в хозяйстве, инфляция, бегство капитала и понижение реальных доходов населения существуют уже почти десяток лет. В настоящее время в России сложилась определенная структура финансовой системы. Сложность и разноплановость структуры определяется многообразием состава входящих в структур частей, элементов и связей между ними в современном обществе, экономике и социальной сфере. Все они охвачены финансовыми отношениями, различными по видам собственности, сфере действия и управлению — от государства до отдельного гражданина, от рыночных до нерыночных отношений. Общий подход к структуре финансовой системы, по разным признакам, таков. Структурные построения финансов можно рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре. Внутреннее строение финансовой системы представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы. В основу выделения сфер финансов обычно кладется устройство экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровень мирового хозяйства — международные финансы. Кроме того, существуют финансы общественных организаций. В этих сферах и звеньях действуют финансовые отношения различных форм и видов: сюда относится деление финансов на централизованные и децентрализованные, финансы граждан, хозяйствующих субъектов и государства. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления: государственные финансы федерального, регионального и местного уровня; финансы экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сек-тора, предприятий из различных секторов экономики; финансы банковско-кредитных организаций. Внешняя (организационная) сторона финансовой системы представлена в виде комплекса финансовых институтов, которые управляют денежными потоками и контролируют их. Институциональная структура финансовой системы России на федеральном уровне включает: Государственную Думу, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (службу), Центральный банк, Счетную палату, Федеральную службу по финансам и рынкам.  На уровне субъектов РФ структура такова:  - комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;  - министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ и др. Главная роль в этом процессе структурной организации финансов принадлежит органам государственной власти, поскольку они охватывают движение финансов во всех сферах, но в большей мере — в макроэкономике. Это позволяет осуществлять процесс воспроизводства в стране, обеспечивать предприятия и население средствами для приобретения товаров и услуг, кредитных средств, инвестиционным капиталом и организовывать торговлю ценными бумагами. Таким образом, финансовые институты выполняют ряд важных функций: (1) посредничество, (2) сбережение финансовых ресурсов, (3) распределение финансовых средств, (4) финансовая трансформация ценных бумаг, (5) организация валютных операций и др. Благодаря финансовым институтам происходит превращение свободных финансовых ресурсов в капитал, ускоряется его оборачиваемость, растёт эффективность. Финансовые институты должны способствовать притоку иностранных инвестиций в производство, реализации потребности в кредитных ресурсах, а значит, переходу к инновационному процессу и экономическому росту. Однако финансовая система РФ недостаточно эффективна, так как она не осуществляет приток необходимого капитала в производство и не способствует его модернизации. Значительная часть капитала ежегодно утекает за границу в силу того, что в стране сложился неблагоприятный инвестиционный климат. За четверть настоящего века из России было вывезено более 800 млрд долл. [7], по некоторым оценкам, более того. Поток прибыли, получаемый миллионерами и миллиардерами, не идёт на экономический рост в своей стране, он поступает в зарубежную экономику идет на покупку роскошной недвижимости. К этому же необходимо добавить нерациональные, огромные траты финансовых средств на содержание бюрократического государственного аппарата и милитаризацию. В то же время недостаточно финансирование отраслей, определяющих современное развитие экономики — образования, науки, здравоохранения, сдерживается рост наукоемкого производства, инфраструктуры. Такой характер финансов и финансовой политики не соответствует интересам российского общества. Вывод. Характер российских финансов к настоящему времени вполне определился. С одной стороны, в нём важную роль играют рыночные отношения и принципы организации, присущие современным зарубежным странам — наличие частных финансовых организаций (компаний, банков, домохозяйств, финансовых рынков, частных внешних финансовых отношений). С другой стороны, сформировалась государственная финансовая система, обеспечивающая не в полном объёме своими ресурсами общественные потребности. Однако финансовая система России имеет ряд существенных недостатков, и это подтверждается наличием длительного застоя экономики, оттоком капитала за границу, нехваткой инвестиций для модернизации отраслей, наличием инфляции и обесценением рублевой валюты, ростом коррупции и т. д. В силу этого характер российской финансовой системы резко отличается от западной финансовой модели. В демократической организации общества, где существует конкурентный рынок и свобода предпринимательства при поддержке государства, действует государственно-частное партнерство, финансовая система имеет более развитые и эффективные формы своего функционирования, оказывает сильное влияние на качество и темпы экономического роста и повышение благосостояния народа. Россия в силу ограниченного использования рыночных отношений и слабой демократизации хотя и имеет комплекс финансовых отношений и институтов, однако с учетом постоянного усиления государственного контроля и широкой коррупции, её финансовая система малоэффективна. Она сориентирована преимущественно в сторону непрерывного обогащения и без того богатого господствующего класса, «сжимая» потребности общества. Стране необходимы системные реформы, иначе неизбежна деградация.

Список используемой литературы

Рейтинг самых экономически развитых стран мира в 2021 году как инструмент развития. - URL: https://prodagpk.ru/vnzh-i-rvp/naibolee-razvitye-strany.html. - Текст: электронный.
Уровень жизни в России и странах мира в 2022 году. - URL: https://finansiko.ru/uroven_zhizni_naseleniya_rossii_stran_mira_2014/- Текст: электронный.
Какие страны стали лидерами в рейтинге 2021 года по уровню коррупции. - URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/247115364 /- Текст: электронный.
Сколько Россия теряет из-за коррупции. - URL: https://news.rambler.ru/other/41381361-skolko-rossiya-teryaet-iz-za-korruptsii1. - Текст: электронный.
Россия стала мировым рекордсменом по разнице доходов богатых и бедных. - URL: https://www.rline.tv/news/2021-06-10-rossiya-stala-mirovym-rekordsmenom-po-raznitse-dokho do v-b ogatykh-i-bednykh/- Текст: электронный.
Уровень бедности в России: статистика и причины. - URL https://ratenger.com/economics:/bednost-rossiya-statistika. - Текст: электронный.
Из России вывезли более 800 млрд долларов за четверть века. - URL: larov_za_chetvert_veka/kapital-rus.ru/articles/article/iz_rossii_vyveli_bolee_800_mlrd_dol. - Текст: электронный.

Автор

В. П. Шпалтаков —
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика», ОмГУПС.