21.01.2019

Отчет Калины Ю. В. о поездке в Уханьский инженерный профессионально-технический институт и Саньмэньсяский профессионально-технический институт (Китай)

Калина Ю.В., начальник отдела международных проектов
Организатор программы: Уханьская механико-инженерная ассоциация (Ухань, Китай)
Вузы программы: Уханьский инженерный профессионально-технический институт; Саньмэньсяский профессионально-технический институт
Период пребывания: 17.12.2018 – 30.12.2018
Цель поездки: Обсуждение вопросов сотрудничества в рамках совместной образовательной программы «Мехатроника и робототехника» и преподавание русского языка как иностранного

В рамках подписанных в сентябре 2017 года соглашений ОмГУПСа с Уханьским инженерным профессионально-техническим и Саньмэньсяским профессионально-техническим институтами о реализации совместных образовательных программ Уханьской механико-инженерной ассоциацией в декабре 2018 года мне была организована поездка в вузы программы. В рамках поездки были запланированы встречи с руководством институтов и факультетов, проведены презентации нашего и вуза и летней школы русского языка, состоялось обсуждение вопросов обучения китайских студентов с приглашением преподавателей ОмГУПСа в течение первых трех лет программы с возможностью продолжения их обучения в ОмГУПСе в течение двух лет после завершения обучения по программе в Китае. Кроме того, были организованы пилотные занятия по русскому языку для студентов обоих вузов.

01.jpg

С президентом Уханьского инженерного профессионально-технического института Лэй Чжэньдэ
02.jpg
Презентация ОмГУПСа и летней школы русского языка
03.jpg
С группой студентов около учебного корпуса (Ухань)

В 2018 году Уханьский инженерный профессионально-технический институт принял на первый курс три группы китайских юношей, в каждой из которых обучается по 30 человек. Содержание программы приближено к учебной программе бакалавриата ОмГУПСа «Мехатроника и робототехника», но, тем не менее, в течение первых трех лет обучения в Китае студенты должны дополнительно пройти девять дисциплин, изучаемых в течение первых двух лет в ОмГУПСе, которые составляют разницу в учебных планах вузов-партнеров. В ближайшее время должна быть разработана программа, позволяющая китайским студентам освоить эти дисциплины во время учебы в Китае.

04.jpg

С группой студентов и преподавателями в кабинете русского языка (Ухань)

Несмотря на то, что русский язык дается ребятам непросто, и их преподаватель — совсем молодая девушка, только закончившая университет и не имеющая еще достаточного опыта преподавания, руководство института настроено на результат, поэтому они хотели бы пригласить преподавателей русского языка из ОмГУПСа на длительный срок от 2 до 5 месяцев (а возможно и дольше) для интенсивной подготовки студентов по русскому языку как иностранному. Вероятно, что группа ребят также приедет в Омск, чтобы углубить свои знания русского языка в летней школе ОмГУПСа. Кроме того, президент института Лэй Чжэньдэ считает необходимым организовать работу преподавателей специальных дисциплин ОмГУПСа в Ухане для проведения с китайскими студентами двухнедельных интенсивных лекционно-практических занятий, составляющих разницу в учебных планах. Помогать с переводом на занятиях должен китайский преподаватель русского языка.

05.jpg

С группой студенческого актива около библиотеки (Ухань)
Ухань — административный центр провинции Хубэй с населением более 10 млн. человек. Город располагается в юго-восточной части Китая на реке Янцзы. История города начинается более 3 000 лет назад, и в ней было много трагичных и счастливых моментов, так что сейчас сохранилось много памятников культуры и архитектуры, музеев, которые стоит посмотреть.

06.jpg

На берегу Восточного озера

07.jpg

В резиденции председателя Мао Цзэдуна

08.jpg

На территории кампуса Уханьского университета: вид на библиотеку

Не менее интересны и прогулки по современным улицам города. Сейчас город испытывает строительный бум, строится даже 125-этажный небоскреб. Одним из самых популярных мест отдыха и шоппинга является улица Хань, построенная в европейском стиле.

09.jpg

10.jpg

11.jpg

На берегу искусственного водоема на улице Хань

После знакомства с Уханем и студентами, поступившими на обучение по совместной программе, у меня была запланирована поездка в Саньмэньсяский профессионально-технический институт. В городе Саньмэнься мне предстояло пробыть десять дней.

Саньмэнься — небольшой город с населением чуть более 2 млн. человек, расположенный на реке Хуанхэ в провинции Хэнань. Название города можно перевести как «ущелье с тремя вратами». Легенда гласит, что одни ворота — ворота Бога, вторые — ворота духов, а третьи — ворота человека. Саньмэнься — это еще и город лебедей, именно туда прилетают зимовать лебеди. Лебединое озеро находится как раз на территории кампуса института.

12.jpg

Университетский кампус — это целый город с хорошо организованной инфраструктурой и комфортной средой. По распоряжению руководства института мне был организован не менее радушный прием, чем в Ухане, все сотрудники старались создать мне комфортные условия для работы и сделать мое пребывание в городе приятным и комфортным.

13.jpg

Стадион на территории кампуса

14.jpg

Конфуций и его ученики

По предварительной договоренности с генеральным секретарем Уханьской механико-инженерной ассоциации Ханем Юнгуаном помимо встреч с руководством вузов и переговорами об организации работы по совместной программе, я должна была провести 40 академических часов русского языка для китайских студентов. В Ухане я смогла провести лишь по одной паре с каждой из трех групп, поступивших на первый курс, а в Саньмэнься, где обучается лишь одна группа из 27 человек по совместной образовательной программе, мне было необходимо выдать оставшиеся 34 часа. Поскольку все занятия нужно было провести в течение 10 дней, то в расписании не было ни одного выходного дня. Я работала каждый день, включая воскресенье.

15.jpg

Первая встреча с группой студентов Саньмэньсяского профессионально-технического института. В качестве приветствия преподаватель русского языка от имени руководства и студентов написала на доске: «Добро пожаловать учителя в прекрасную лебединую город Санменся»

Единственный аспект, который немного охлаждает рабочий энтузиазм, это постоянный промозглый холод в помещениях. Дело в том, что и Ухань, и Саньмэнься находятся в южной части Китая, соответственно нигде не предусмотрено центральное отопление. Конечно, там не бывает сибирских морозов, но при температуре на улице, например, +5°C и с учетом субтропического климата и высокой влажности воздуха, в зданиях очень холодно, поэтому в холодное время года все люди постоянно ходят в помещении в верхней одежде. То же самое относится и к учебным заведениям — все студенты и преподаватели приходят на занятия в куртках, не снимают их обычно даже в столовой. Некоторые помещения оборудованы кондиционерами, но тепла от них недостаточно, чтобы хорошо прогреть большую площадь.

Трудовое воспитание — один из важных аспектов воспитательной работы со студентами. В институте нет дворников и технического персонала, отвечающего за уборку территории. Каждый день назначаются дежурные, у которых есть свой участок кампуса, где ребята сметают мусор. Другие студенты после занятий моют пол в аудиториях и коридорах учебных корпусов.

16.jpg

В течение учебного года все студенты (даже из этого города) должны проживать в общежитиях и следовать институтскому распорядку. Большинство преподавателей и даже руководителей института также проживают на территории кампуса. Для них построено несколько высотных домов с комфортабельными квартирами, оборудованными кондиционерами. Там же живут и приглашенные иностранные специалисты.

17.jpg

Дома для преподавателей на территории кампуса

18.jpg

Официальна встреча с руководством института: (слева направо) Ли Чжаньсян, помощник ректора, Калина Ю. В., начальник отдела международных проектов ОмГУПСа, У Юнцзюнь, ректор института, Чэнь Гуйфан, декан электромеханического факультета, Хань Синьчэн, представитель администрации, отвечающий за внешние связи

19.jpg

С директором управления международного обмена и сотрудничества института Пин Гуанином

Работа со студентами по обучению русскому языку проходила непросто. Во-первых, студенческие группы очень большие — 27–30 человек, на подгруппы их делят только в специализированных языковых вузах, в обычных же институтах приходится работать со стандартным количеством учащихся. Уровень знаний студентов в целом достаточно низкий, это касается не только русского языка, но и специальных дисциплин. Статус института в Китае значительно ниже статуса университета, поэтому лучшие выпускники школ поступают в престижные университеты, а в институты идут те, чьи баллы значительно ниже. Большая часть студентов, с которыми мне пришлось работать, — это инертные и пассивные молодые люди, не проявляющие большого интереса к учебе вообще и к русскому языку в частности. Но и в этих группах есть свои «звезды».

В мою задачу входило за короткий период попытаться увлечь и заинтересовать ребят русским языком с целью продолжить потом обучение в ОмГУПСе. Руководство вуза очень сильно заинтересовано в повышении мотивации студентов к учебе, с этой целью все обучающиеся должны были каждый день вести дневник на русском и китайском языках, где они записывали свои ожидания от приезда преподавателя из России, впечатления от занятий и мечты о будущем. В мои обязанности входила ежедневная проверка этих сочинений с последующими комментариями на уроках.

20.jpg

270 разных мини-сочинений за десять дней…
21.jpg
С группой студентов и преподавателями напротив ворот институтского кампуса
22.jpg
В одной из лабораторий института

22 декабря в Китае отмечается праздник зимнего солнцестояния Дунчжи. Это семейный праздник, и в этот день вся семья собирается вместе и лепит «тяоцзы» — китайские пельмени. Поскольку все ребята оставались в это время в общежитиях, то в день праздника после занятий они лепили пельмени вместе с преподавателями и руководством факультета в столовой. Я также была приглашена поучаствовать.

23.jpg

Начало процесса приготовления пельменей и инструктаж от повара

Саньмэньсяский профессионально-технический институт принимает на учебу и иностранных студентов, в основном из близлежащих азиатских стран. Во время моей работы в Саньмэнься приехала группа молодых людей из Индонезии изучать китайский язык. Преподаватели очень хвалят этих ребят, высоко оценивают их работоспособность, трудолюбие, активную жизненную позицию и позитивное отношение к жизни — все, чего так не хватает китайским студентам. Во второй половине дня студенты из Индонезии приобщались к китайской культуре в столовой, и тоже лепили пельмени с преподавателями. Меня попросили составить им компанию и пообщаться в непринужденной обстановке. Все ребята прекрасно говорят по-английски, так что языкового барьера у нас не было.

24.jpg

Ребята из Индонезии учатся лепить пельмени
25.jpg
Индонезийско-китайско-российский дружный коллектив лепщиков пельменей

Также я была приглашена на небольшой концерт в честь празднования Нового года, организованный китайскими и иностранными студентами, преподавателями и управлением международного обмена и сотрудничества.

26.jpg

Студентки из Тибета представляют национальные песни и танцы

27.jpg

Китайские преподаватели и индонезийские студенты

В свободное время удалось посмотреть некоторые достопримечательности города, архитектурные памятники и природные ландшафты.

28.jpg

Внутренние ворота в парке недалеко от института, построенные в 1623 году. Сейчас находятся на реставрации

29.jpg

Вход в Шаньчжоуский пещерный город

30.jpg

Вид на площадь при выходе из Шаньчжоуского пещерного города

31.jpg

Шаньчжоуские горы

Большое впечатление осталось от посещения музея государства Западного Го. Первые находки древних артефактов эпохи правления династии западных Чжоу на месте современного Саньмэнься начали попадаться в 1956 году, а с 1991 года в этом месте уже начали производить серьезные раскопки. Самыми значительными из этих экспонатов являются захоронения солдат и их повозок, а также могила принца и извлеченные из земли изделия из бронзы, нефрита и золота. Все три места захоронений связаны тесно друг с другом. Это самые ранние находки такого рода из сделанных в Китае. Их возраст превышает возраст Терракотовой армии на 600–700 лет. В 2000–2001 году на месте главных находок был построен музей, и экспонаты стали доступны посетителям.

32.jpg

Эта могила 47,6 м в длину и 1,1–1,4 м в глубину. Всего в могиле было найдено 13 колесниц, 64 лошади и 6 собак

На последнем занятии 29 декабря студенты трогательно поздравили меня с наступающим Новым годом и подарили большой свиток, на котором один из ребят, особенно успешный в каллиграфии, написал стихи китайского поэта. Все остальные расписались с обратной стороны. Сейчас он находится в учебно-историческом культурном центре ОмГУПСа.

33.jpg

С группой студентов, деканом и преподавателями электромеханического факультета

Руководство института выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество в области подготовки китайских студентов по совместной образовательной программе и ждет наших преподавателей в Китае.

34.jpg


Возврат к списку