Макет участка железной дороги, оборудованный современными системами автоматики и телемеханики

Работы по созданию макета участка железной дороги начались в марте 2002 года. За короткий период времени было подготовлено путевое развитие трех станций и семи перегонов, студентами созданы устройства железнодорожной автоматики (светофоры, рельсовые цепи) и произведена их привязка к путевому развитию. Разработаны и реализованы по релейным принципам схемы, отвечающие за безопасность движения поездов, а также проведена большая работа по созданию программных и технических средств для процессорного управления релейными схемами и передачи информации о состоянии объектов СЦБ на персональный компьютер дежурного по станциям.

Создание макета участка железной дороги, оснащенной современными устройствами СЦБ, позволяет студентам кафедры на конкретных примерах привязать изученные ими схемы железнодорожной автоматики к реальному путевому развитию и различным поезднымситуациям, а студентам других специальностей ОмГУПСа — обучиться работе дежурного по станции.

Лаборатория систем интервального регулирования движения поездов


Релейный шкаф предвходной сигнальной точки кодовой числовой (АБ-К) и электронной (КЭБ) автоблокировки

Лабораторная работа знакомит студентов с функционированием сигнальной точки числовой кодовой и, при небольших заменах устройств, кодовой электронной автоблокировки, а также с особенностями построения схем предвходных сигнальных точек любой из систем автоблокировки. Лабораторный макет состоит из типового релейного шкафа и подключенного к действующей схеме предвходного светофора. В настоящее время кодовая автоблокировка — основная система на железных дорогах России, и знакомство с ней является одной из главных задач при изучении систем автоматики и телемеханики. Для ее изучения, помимо данного макета, предназначена также лабораторная работа «Числовая кодовая автоблокировка».

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа, макет содержит дополнительные схемы для ввода двенадцати неисправностей. Первый вариант лабораторного макета для системы АБ-2К создали инженеры Троц и Хрисанфов (выпуск 1998 года), в дальнейшем при содействии инженеров Красноярской железной дороги Солодкова и Леонова (выпуск 2002 года) макет был унифицирован для работы с системой КЭБ-1.

Лаборатория систем интервального регулирования движения поездов


Релейный шкаф автоблокировки с тональными рельсовыми цепями АБТ

Лабораторная работа знакомит с принципами работы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями, применение которых началось в конце 80-х годов прошлого столетия. Сегодня эта система является реальной альтернативой распространенной автоблокировке числового кода и уже в течение многих лет эксплуатируется на Восточно-Сибирской и Октябрьской ж.д. Основные преимущества рассматриваемой системы — современная элементная база, возможность исключения изолированных стыков, высокая надежность работы рельсовой линии и экономия энергоресурсов. Вместе с тем многие узлы этой системы автоблокировки требуют доработок, и наиболее частые защитные и опасные отказы (всего восемь различных случаев) вводятся специальными тумблерами на макете, собранном в шкафу типа ШРУ-М. Лабораторная работа рассчитана на 2 часа. Разработчики лабораторного макета — группа студентов выпуска 2000 года. Коллектив кафедры «АиТ» выражает искреннюю признательность как создателям макета, так и руководству службы СЦБ Восточно-Сибирской железной дороги за шефскую помощь при его создании.

453-2.jpg


Числовая кодовая автоблокировка

Лабораторная работа знакомит студентов с основной системой автоблокировки на железных дорогах РФ — автоблокировкой числового кода. По данным Западно-Сибирской ж. д., до 80% всех перегонов дороги оборудовано этой системой железнодорожной автоматики. Среди частых причин задержек поездов — отказы этих систем и слабые знания обслуживающего персонала возможных причин неисправностей устройств автоблокировки числового кода.

Макет собран в релейном шкафу ШРУ-М и включает в себя типовую схему проходной сигнальной установки АБ-2К, а также увязку её работы с двумя блок-участками по каждому из направлений движения поезда. На макете перегона допускается изменение направление движения поезда (с правильного на неправильное и наоборот), а также имеется возможность имитировать его движение по каждому из четырёх блок-участков.

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа. Макет допускает ввод 16 различных неисправностей для тренировки студентов и слушателей ИПКП ОмГУПСа. Разработчики макета — инженеры Музычук и Пилюгин (выпуск 1999 года).

453-1.jpg


Переезд, оборудованный автошлагбаумом ПАШ-1 и устройством заграждения УЗП

Лабораторная работа изучает принцип работы переездов первой и второй категорий, оборудованных новыми автоматическими шлагбаумами и устройствами заграждения. В последние годы большинство переездов уже переведены на это оборудование, и к 2005 году планируется завершить эти работы на всех железных дорогах РФ. Новые схемы автошлагбаумов обладают рядом безусловных преимуществ (надёжность работы, сокращение аккумуляторного оборудования, экономия электроэнергии, защищённость от механических повреждений и т.д.), а включение в схему устройств заграждения УЗП повышает дисциплину водителей автомобилей и исключает несанкционированные выезды автомашин на переезд. Лабораторная работа рассчитана на 2 часа, макет содержит дополнительные схемы для ввода пяти различных неисправностей. Разработчик макета и методических указаний к выполнению лабораторной работы — инженер Пушенко (выпуск 2002 года). С работой переезда ПАШ-1 студенты могут познакомиться также на полигоне ОмГУПС.

453-4.jpg


Схема извещения о приближении поезда к переезду

В последние годы появилась новая схема извещения о приближении поезда к переезду на основе использования тональных рельсовых цепей. Эта схема позволяет в значительной мере устранить недостатки предыдущих схем извещения, при которых из-за неисправности изолированного стыка или по другой причине ложной занятости рельсовой цепи на переезд передавалась ложная информация о приближении поезда, а при потере шунта не исключалось ложное открытие переезда. Схемы извещения о приближении поезда к переезду состоят из четырех тональных рельсовых цепей для каждого из путей перегона, а также блокировочных реле схемы проследования поезда. Лабораторная работа рассчитана на 2 часа, макет содержит дополнительные схемы для ввода трех неисправностей. Руководство кафедры «Автоматика и телемеханика» выражает свою признательность инженеру Красноярской железной дороги Брусенцову (выпуск 2002 года) за создание макета и подготовленные им методические указания для выполнения лабораторной работы.

453-8.jpg 


Взаимодействие локомотивных и напольных устройств железнодорожной автоматики

Лабораторная работа изучает принцип действия автоматической локомотивной сигнализации АЛСН, напольных и локомотивных систем автоматического управления торможением поезда САУТ-Ц и САУТ-ЦМ, а также вопросы соответствия напольных и локомотивных показаний светофоров и правила кодирования рельсовых цепей на станции. Необходимость знакомства студентов специализации «Автоматика и телемеханика» с локомотивной аппаратурой вызвана частыми сбоями в работе систем АЛСН и САУТ, требующими совместных расследований причин неисправностей службами Ш и Т.

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа, макет содержит дополнительные схемы для ввода в работу напольной и локомотивной аппаратуры АЛСН восьми наиболее часто встречающихся неисправностей, САУТ-Ц и САУТ-ЦМ. Разработчики лабораторного макета и методического обеспечения к выполнению лабораторной работы — инженеры Сокол (выпуск 2001 года) и Захаров (выпуск 2002 года).

453-5.jpg


Централизованная автоблокировка АБТЦ

Лабораторная работа знакомит студентов с новой перегонной системой автоматики для железнодорожных линий первой категории. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры АБТЦ позволяет проектировать железные дороги с бесстыковыми рельсовыми звеньями для линий с высокой скоростью движения поездов, обеспечить значительную экономию энергоресурсов, свести к минимуму отказы аппаратуры на линии и время устранения повреждения.

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа и изучается после знакомства с системой АБТ (лабораторная работа «Релейный шкаф автоблокировки с тональными рельсовыми цепями»), лабораторный макет содержит дополнительные схемы для ввода семи наиболее часто встречающихся неисправностей в работе линейной и станционной аппаратуры автоблокировки, а также отказов связывающего их кабеля. Разработчики лабораторного макета и методического обеспечения к выполнению лабораторной работы — инженеры Лобынцев и Яковлев (выпуск 2001 года), а также один из лучших выпускников ИАТИТа 2002 года — инженер Ходкевич.

453-6.jpg


Четырехпроводная схема смены направления движения поездов на перегоне

Данная лабораторная работа подготовлена по рекомендации службы СЦБ Западно-Сибирской железной дороги и предназначена для изучения сложного алгоритма работы двух станций при развороте перегона. Разработанная схема смены направления движения поездов на перегоне обеспечивает работу любой системы автоблокировки на однопутных и многопутных участках железной дороги. Слабые знания этой схемы электромеханиками СЦБ часто являлись причиной длительных задержек поездов, особенно в период летних путевых работ. Разработанный макет позволяет также имитировать движение поезда между станциями при установленном направлении движения.

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа, макет содержит дополнительные схемы для ввода восьми наиболее часто встречающихся в эксплуатации неисправностей. Разработчиками лабораторного макета и методического обеспечения к выполнению лабораторной работы являются инженеры Ходырев (выпуск 2001 года) и Штепа (выпуск 2002 года).

453-7.jpg


Схема контроля состояния подвижного состава при подходе к станции

Лабораторная работа изучает расположенные на первом и втором участках приближения к станции устройства контроля состояния подвижного состава (УКСПС), два варианта схем передачи информации о состоянии подвижного состава на станцию, а также схемы перекрытия и повторного открытия входных светофоров и действия дежурного по танции при обнаружении неисправности в приближающемся поезде. Устройства и схемы УКСПС появились в конце 90-х годов и заняли одно из ведущих мест в сегодняшних системах железнодорожной автоматики. Более наглядно с устройствами УКСПС можно познакомиться на полигоне ОмГУПС, работа связанных с этими устройствами схем СЦБ подробно рассматривается в данной работе.

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа, макет содержит дополнительные схемы для ввода восьми неисправностей. Разработчиками лабораторного макета и методического обеспечения к выполнению лабораторной работы являются инженеры Кайль (выпуск 2001 года) и Чубак (выпуск 2002 года).

453-12.jpg


Схемы увязки перегона со станцией

Лабораторная работа знакомит студентов со схемами увязки станционных систем автоматики с перегонной аппаратурой автоблокировки, которые изучаются в курсе дисциплины «Автоматика и телемеханика на перегонах». Схемы увязки, изучаемые в данной работе, решают следующие задачи:

  1. извещают дежурного по станции о приближении поезда;
  2. контролируют со станции состояние двух участков удаления;
  3. обеспечивают увязку между показаниями входного и предвходного светофоров.

Лабораторная работа рассчитана на 2 часа, макет содержит дополнительные схемы для ввода восьми неисправностей. Разработчик лабораторного макета и методического обеспечения к выполнению лабораторной работы — инженер Четин (выпуск 2002 года, Красноярская ж. д.).

453-11.jpg