27.05.2019

Отчет о стажировке студентов в Китайской Народной Республике

Принимающий университет: Пекинский транспортный университет
Период стажировки: 20.04.2019 — 26.04.2019

При поддержке Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» в ОмГУПСе был открыт авторский класс «Формирование инновационной среды в железнодорожной отрасли», где обучаются 15 студентов университета. Целью реализации программы является формирование у будущих сотрудников Западно-Сибирской железной дороги профессиональных компетенций, которые будут способствовать развитию инновационной среды в железнодорожной отрасли в соответствии со сферой своей профессиональной деятельности. В рамках данной программы c целью изучения производственно-технологической деятельности и передовых инновационных методов организации производства для студентов двух университетов путей сообщения из Омска и Новосибирска была организована стажировка в Китайской Народной Республике.

Программа была составлена таким образом, что по пути в Пекин группа имела возможность посетить Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), находящийся во Владивостоке на острове Русском. Он занимает территорию около 200 гектаров, включая в себя множество учебных корпусов, общежитий для преподавателей и студентов, парков и многое другое. 20 апреля группу радушно встретили местные студенты-активисты и провели интересную экскурсию.

01-27-05-2019.jpg

На острове Русском

02-27-05-2019.jpg

На территории кампуса ДВФУ

Ребята посетили учебные корпуса, а именно лаборатории, в которых ведётся научно-исследовательская и проектная работа, и отметили, что студенты ДВФУ в своей деятельности могут использовать различные инструменты и оборудование: мощные компьютеры, паяльные станции, станки с ЧПУ, ручной электроинструмент, множество электронных элементов. Видно, что здесь студенты могут свободно заниматься интересующими их вещами, создавать новые проекты. Затем группа инноваторов прогулялась по набережной, после чего ребята посмотрели комнаты для студентов в общежитиях.

03-27-05-2019.jpg

В главном корпусе ДВФУ

Короткий ночной перелет – и 21 апреля рано утром группа студентов из Сибири прибыла в Пекин. Поскольку мероприятия официальной программы стажировки начинались в понедельник, то в воскресенье можно было немного осмотреть город. Ребята получили возможность побывать на площади Тяньаньмэнь и «покорить» Великую Китайскую стену на участке Цзюйюнгуань.

04-27-05-2019.jpg

Группа студентов ОмГУПСа и СГУПСа на площади Тяньаньмэнь

05-27-05-2019.jpg

К восхождению на Великую Китайскую стену готовы!

06-27-05-2019.jpg

Вид с вершины

На следующий день в рамках стажировки студенты посетили музей Пекинского транспортного университета, где им рассказали об истории учебного заведения, известных выпускниках и значимых событиях. Затем ребята познакомились с работой национального инженерно-исследовательского центра систем эксплуатации и управления железнодорожным транспортом при университете. Им показали применяемую на китайских железных дорогах систему контроля и управления поездами CTCS-3 (China Train Control System 3), рассказали о принципах её действия, перспективах развития, способах защиты информации.

07-27-05-2019.jpg

Один из входов в Пекинский транспортный университет

08-27-05-2019.jpg

У входа в университетский музей

09-27-05-2019.jpg

10-27-05-2019.jpg

В национальном инженерно-исследовательском центре систем эксплуатации и управления железнодорожным транспортом

После обеда в университете для гостей из России была организована приветственная церемония, на которой выступили Тан Цзе, заместитель директора Центра международного образования Пекинского транспортного университета, руководители групп студентов ОмГУПСа Ю. В. Калина и СГУПСа М. В. Корнеев, студенты из Омска и Новосибирска, а также студенты из России, обучающиеся в данный момент в магистратуре Пекинского транспортного университета. Выступающие китайской и российской сторон выразили надежды на продуктивное и долгосрочное сотрудничество.

11-27-05-2019.jpg

Начальник отдела международных проектов ОмГУПСа Ю. В. Калина выступает с приветственной речью

В этот же день студенты имели возможность прослушать интересную лекцию заместителя директора национального инженерно-исследовательского центра систем эксплуатации и управления железнодорожным транспортом, доцента Янь Фэя на тему новых интеллектуальных систем контроля и автоматизации на железнодорожном транспорте. Эта лекция состояла из четырех основных частей:

  • краткое описание китайских железных дорог;
  • автоматизация технологий сигнализации;
  • интеллектуальная CBTC система в Китае;
  • перспективы развития.

Представленная система CTCS (China Train Control System) — китайская система контроля движения поездов — имеет несколько уровней: CTCS1, CTCS2 и CTCS3. Более подробно о лекции можно прочитать здесь.

12-27-05-2019.jpg

Лектор высказал очень интересную и важную мысль: для достижения такого же результата в любой стране — абсолютно все, от правительства до простых рабочих, должны понимать важность строительства высокоскоростных магистралей и всячески поддерживать его: правительство — субсидированием как непосредственно реализации существующих проектов, так и исследовательских мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, повышающих показатели железных дорог; рабочие — добросовестным трудом в любых условиях.

23 апреля в программе было запланировано две экскурсии в компании Traffic Control Technology Co. Ltd (TCT) (рус.: «Технологии управления движением») и China High-Speed Railway Technology Co., Ltd (CHSR) (рус.: «Технологии управления высокоскоростными поездами»). Компания TCT специализируется на проектировании системы CBTC.

13-27-05-2019.jpg

В компании «Технологии управления движением»

CBTC — Communications-based train control — система железнодорожной сигнализации, использующая связь между локомотивом и напольным оборудованием для управления движением поездов. В офисе компании, помимо рабочих мест инженеров, программистов и других специалистов, находятся демонстрационные и тестовые комплекты оборудования, входящего в состав CBTC. Особенный интерес вызвал симулятор кабины машиниста локомотива, оборудованного системой CBTC. Желающие смогли попробовать выполнять задачи машиниста в скоростном поезде.

14-27-05-2019.jpg

Студент группы 44е Владислав Кураев на месте машиниста локомотива

Экскурсия в TCT получилась очень познавательной. Ребята увидели значительное отличие способов регулирования движения поездов в России и Китае. Система CBTC позволяет организовать высокоскоростное движение поездов и автоматизировать работу машиниста. Местонахождение поезда определяется со значительно более высокой дискретностью, поэтому временные интервалы между отправлением поездов минимальны. В будущем на китайском железнодорожном транспорте предполагается совсем отказаться от должности машиниста и полностью отдать управление локомотивами бортовому компьютеру, который ориентируется на информацию от евробализ и точек доступа.

15-27-05-2019.jpg

16-27-05-2019.jpg

Демонстрация работы системы железнодорожной сигнализации (CBTC)

Второй компанией, которую посетили студенты, была компания CHSR, которая занимается техническим обслуживанием железнодорожного транспорта и производством различного оборудования для ремонта и осмотра подвижного состава. В конференц-зале ребятам рассказали об истории компании, основных направлениях деятельности, охвате рынка.

17-27-05-2019.jpg

Объединенная группа студентов ОмГУПСа и СГУПСа в компании CHSR

Инноваторам из Сибири очень интересно было познакомиться со столь масштабной компанией, удерживающей большую часть рынка Китая в своём сегменте и выходящей на рынки других стран благодаря высокотехнологичным разработкам и исследовательской деятельности. Студенты увидели, какое множество устройств может ускорить и автоматизировать процесс ремонта, осмотра, технического обслуживания инфраструктуры и подвижного состава, снизить процент человеческих ошибок, позволить более точно и тонко настраивать ремонтируемое оборудование, обнаруживать мелкие дефекты. Более подробно об экскурсиях можно прочитать здесь.

 18-27-05-2019.jpg

19-27-05-2019.jpg

Студенты изучают интерактивные стенды компании

Завершением дня и приятным бонусом для студентов ОмГУПСа стал урок китайского языка, на котором их научили простым фразам и словам, рассказали о валюте Китая и обучили счету, что во многом облегчило молодым людям впоследствии процесс покупок и оплаты в магазинах и на рынках Пекина.

20-27-05-2019.jpg

После урока с преподавателем китайского языка

Весь следующий день внимание ребят было сосредоточено на погружении в лекции преподавателей Пекинского транспортного университета. Восприятие материала несколько осложнял тот факт, что все лекции велись на английском языке, и нужно было быть очень сконцентрированными, чтобы понимать речь китайских преподавателей. С другой стороны, это была дополнительная возможность попрактиковаться в английском языке.

21-27-05-2019.jpg

Профессор Хэ Шивэй на лекции об истории развития железных дорог Китая

На первой лекции профессор Хэ Шивэй рассказал об истории развития китайских железных дорог. Лекция состояла из трех частей:

  • краткое описание китайских железных дорог;
  • достижения китайских железных дорог;
  • источники вдохновения.

По словам лектора, железная дорога является национально важной инфраструктурой и основной отраслью промышленности, это экологичный транспорт, который согласуется с устойчивым развитием, и отражает национальную всеобъемлющую силу и уровень модернизации. В последние 30 лет китайское правительство стало придавать большое значение развитию китайских железных дорог, особенно высокоскоростных магистралей, и страна достигла замечательных высот в этой отрасли. Все это стало огромным вкладом в экономику и социальное развитие Китая.

22-27-05-2019.jpg

Студенты на лекции доцента Цзин Гоцина

После обеда была лекция доцента Цзин Гоцина на тему строительства высокоскоростных магистралей. Сначала в качестве введения он рассказал о различных подходах к высоким технологиям на примере Китая и других стран. В Китае, если ты имеешь хорошее образование, то будешь получать хорошую зарплату. Большинство китайских профессоров имеют свои исследовательские компании, обучаются дополнительно в иностранных университетах, отправляют своих студентов за границу, а также принимают к себе иностранных студентов. Они заинтересованы в мотивированных на получение новых знаний учениках и последователях.

На лекции рассматривались различия между балластной призмой и так называемым безбалластным способом, или slab track. Лекция была очень интересная, и студенты искали любую возможность, чтобы задать интересующие их вопросы, на которые преподаватель и подробно и с удовольствием отвечал. По окончании лекции он раздал всем желающим свои визитки и пригласил учиться в Китай, предложив себя в качестве научного руководителя.

В пятницу для сибирских инноваторов была запланирована поездка в Шаньдунский политехнический институт, находящийся в городе Цзинань – столице провинции Шаньдун. Расстояние между Пекином и Цзинанем по прямой — 362 километра, и этот путь группа проделала всего за полтора часа на высокоскоростном поезде, который разгонялся до 302 км/ч. Проезд в таком поезде отличается высоким уровнем комфорта, а именно: удобные сидения, в салоне вагона низкий уровень шума при движении, плавный ход поезда, несмотря на высокую скорость.

23-27-05-2019.jpg

Группа из России в вагоне высокоскоростного поезда

24-27-05-2019.jpg

На железнодорожном вокзале в Цзинане

В Цзинане иностранные студенты — редкие гости, и группе из России оказали торжественный приём, показали лаборатории, полигоны, учебные классы. Видно было, что студенты и преподаватели хорошо подготовились: ребята могли получить ответ на любой вопрос об увиденном оборудовании, на тренажерах машинистов каждому помогал студент или сотрудник университета.

25-27-05-2019.jpg

26-27-05-2019.jpg

27-27-05-2019.jpg

Осмотр лабораторной базы Шаньдунского политехнического института

Обратно в Пекин группа из России возвращалась на таком же скоростном поезде. По отзывам ребят, ход состава очень плавный и мягкий, в вагонах тепло и просторно, а по комфорту китайские пассажирские поезда намного превосходят самолёты.

В последний день перед вылетом на Родину студенты смогли посетить Олимпийскую деревню и купить сувениры на память о незабываемой поездке в Китай.

28-27-05-2019.jpg

В Олимпийской деревне перед стадионом «Птичье гнездо»

За возможность участия в программе все студенты выражают признательность руководству Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», в особенности начальнику Западно-Сибирской железной дороги Александру Валерьевичу Грицаю и первому заместителю начальника дороги Денису Махметовичу Рахимжанову. За организацию поездки ребята благодарят ректора ОмГУПСа Сергея Михайловича Овчаренко, Институт повышения квалификации и переподготовки и Управление международных связей.

С отчетами студентов ОмГУПСа Авдиенко Егора (гр. 45с), Анориной Елизаветы (гр. 24е), Верховской Ольги (гр. 45з), Иванова Александра (гр.44е), Кульневича Евгения (гр. 44е), Кураева Владислава (гр. 44е), Панькова Михаила (гр. 34б), Романова Михаила (гр. 24е), Скворцова Максима (гр. 14д), Скоропупова Дмитрия (гр. 45б), Суминой Ирины (гр. 45з), Фуголя Евгения (гр. 15в), Храмова Сергея (гр. 24б) и Шестакова Евгения (гр. 45а) можно ознакомиться по ссылкам.


Возврат к списку